C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает с самого детства. Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действием, словам, отношению. Человек и природа – одно целое. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает? Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений. Мир растений удивителен и многообразен, велико их значение и в природе. Растения оздоровляют воздух. Они обогащают его кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ, и очищают от углекислого газа. Большое значение растения имеют и в жизни человека. На протяжении многих лет люди не перестают удивляться дарам матушки–Природы. Лекарственные растения используются человечеством с давних пор для лечения многих заболеваний. Причем в ход идут не только сами растения, но и их корни, семена и плоды. Убедились в этом и ребята из детского сада №76, посетив Чувашскую Республиканскую детско-юношескую библиотеку. Заведующая отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Вера Васильевна Дилек подготовила для любознательных малышей презентацию об удивительных и необыкновенных растениях, произрастающих в разных странах мира. Ребята прослушали рассказ о жизни выдающихся ученых-биологов, которые занимались классификацией лечебных растений. Воодушевленные интересным рассказом дошколята поделились своими знаниями: какие растения они применяют дома в лечебных целях (подорожник, цветы липы, листики смородины, малины, цветы зверобоя, ромашки). С удовольствием приняли участие в познавательной викторине «Знаешь ли ты лекарственные растения Чувашии?». Они активно отвечали на сложные вопросы викторины, рассматривали выставку рисунков «Твой друг-Природа».
Благодаря систематичному и целенаправленному взаимодействию в рамках социального партнерства между детским садом и Чувашской Республиканской детско-юношеской библиотеки появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением.
|